Безоблачный день, прозрачный воздух. С раннего утра на аэродроме много молодежи. Сначала – наземная подготовка. Взлетно-посадочная полоса проверена, техника подготовлена, выполнены контрольные испытания. А парашютисты разворачивают старт. Раскладывают «столы», выгружают парашюты и «запаски», проверяют технику. Через несколько секунд общее построение. Здесь царит почти военная дисциплина. Получены предполетные указания, проверены все системы, приборы и крепления. Новички повторяют инструкции, а наставники строго следят за их выполнением. Ребята, впервые надевшие парашюты, волнуются. Решиться на прыжок непросто. Для этого нужно мужество, хладнокровие, умение смотреть в лицо опасности. Здесь нет места паники и сомнению. На Ессентукском аэродроме шанс покорить пятый океан есть у каждого. Нужно лишь желание и смелость. А в ответ авиация позволит соприкоснуться с небом, пережить счастье полета или восторг прыжка с парашютом. И это всегда непреодолимо влечет подростков. Головокружительные впечатления, восторженные эмоции, гордость от преодоленного испытания, авторитет среди сверстников совершают чудеса. В аэроклубе сотни мальчишек, да и многие девушки увлеченно и с большим интересом занимаются парашютным спортом и предпочитают это, отнюдь не легкое занятие курению, игровым автоматам или наркотикам. Чтобы совершить прогулку в облаках, нужно быть готовым к нагрузкам и суровым требованиям авиационной дисциплины. Свободное падение, акробатические кульбиты, приземление – это требует усилий и, прежде всего, на земле. Авиация – это образ жизни. А значит – никаких излишеств. Покорить небо без ежедневных занятий спортом невозможно. Прыжок с парашютом требует соответствующей физической подготовки. Приобщение юношей и девушек к авиационным видам спорта - традиция легендарного аэроклуба. Для подростков здесь созданы все условия, разработаны специальные программы. «Прыгнуть с парашютом и отказаться от всех вредных привычек» предлагают молодежи Кавминвод Ессентукские авиаторы. Сегодня парашютистов в аэроклубе готовят по трем направлениям. Есть программа прогрессивного обучения. Три часа теоретической наземной подготовки и - дорога в облака. Эту программу может пройти любой человек. Трехчасовой курс - и можно прыгать с парашютом в тот же день. Второе направление – обучение школьников по программе курса парашютной подготовки. Это - 40 часов теории, углубленное знание материальной части, укладка парашюта, история развития этого вида спорта и наземная подготовка. После прохождения программы выполняются прыжки с парашютом – от одного до десяти. Курсант получает третий разряд по парашютному спорту и может дальше продолжать занятия в аэроклубе, но уже по спортивной программе. Для этого необходимо пройти врачебно-летную комиссию и дополнительную теоретическую подготовку. И третье - подготовка непосредственно спортсменов-парашютистов. Сегодня по ней занимаются постоянные спортсмены аэроклуба. Они прыгают уже несколько лет, прошли врачебно-летную комиссию, имеют теоретическую подготовку по спортивной программе. Путь в облака у каждого свой. Но для парашютиста он достаточно тяжел. Вес парашюта вместе с запаской - 26 кг. И его еще нужно донести до самолета. Через несколько минут – посадка в самолет. Внешне ребята вполне спокойны. Организованно прошли подготовку, получили инструктаж и заняли свои места в самолете. Сейчас на борту 11 человек. «Перворазники» волнуются. И повторяют про себя инструкции: «Энергично оттолкнуться ногой от самолета, сгруппироваться, правой рукой дернуть кольцо, почувствовав рывок, убедиться в раскрытии купола. Расчековать запасной парашют. А потом – опередить направление ветра и приземляться». Самолет набирает высоту. Приборы показывают 900 метров. Звучит сигнал, а потом команда «Пошел!» Миг возле открытого люка у каждого свой. А потом – самый главный шаг жизни – шаг в открытую бездну. Рывок, хлопок и над головой белоснежный купол десантного парашюта. Полет. И вот уже город как на ладони. Небольшая дымка, но воздух неподвижен и чист. Под ногами – неописуемая красота Кавказских Минеральных Вод. Только в небе можно так красиво и так объемно увидеть землю Скорость падения достигает 3- х - 4-х метров в секунду. Ребята прыгают с безотказной парашютной системой Д-6 с борта самолета АН-2. А самолет продолжает набирать высоту. На приборах уже - три тысячи метров. Спортсмены в нетерпении – всего через несколько секунд они ощутят радость свободного падения. Это тот миг, ради которого живет настоящий парашютист. В небе – профессионалы. Скорость падения - 250 километров в час. Парашютисты группируются и собираются для построения воздушных формаций. У них есть всего несколько мгновений для создания фигуры в воздухе. Когда до земли остается тысяча метров, ребята открывают разноцветные купола спортивных парашютов. Еще секунды и нужно готовиться к встрече с планетой. В классическом парашютизме точность приземления - 5 копеечная монета. Но сегодня парашюты изменились, стали другими и требования к технике приземления. Только одно остается неизменным много десятков лет – преданность небу тех, кто всю жизнь посвятил авиации. Один из них, человек, давно ставший легендой, Евгений Клепов – ветеран парашютного спорта. Он выполнил более 5 тысяч прыжков. Начальник парашютной службы на аэродроме почти 40 лет. Он умеет все, что можно проделать в воздухе с парашютом и без него. Первый прыжок совершил в 15 лет. Служил в Воздушно десантных войсках. Один из тех, кто в 1993 году совершил прыжок с парашютом на Эльбрус, занесен в книгу рекордов России. - Парашютный спорт, - говорит Евгений Клепов, - это вся моя жизнь. Я подготовил десятки тысяч парашютистов. Раньше это занимало полтора, два месяца. Сейчас, по усовершенствованной программе, ребят к первому прыжку можно подготовить за 5 часов. Практика показывает, что это система себя оправдывает. Человек приехал, как мы говорим, один день отмаялся, прыгнул и счастливый уходит. Да и сам спорт стремительно меняется. Появились такие виды как фрифлай, купольная и групповая акробатика. Ребята стали создавать большие формации. Все это требует дисциплины и готовности. Спорт стал более сложным. Инструктор доволен – благополучно приземлилась. Здесь интересно всем – и тем, кто летает, и тем, кто наблюдает. Многие приходят на аэродром, чтобы поддержать друзей, решившихся покорить небо, приводят с собой детей. Малышам летать и прыгать с парашютом пока еще рано, но они с восторгом принимают участие в предполетной подготовке. Каждый полет – это результат длительной, кропотливой работы многих людей. Здесь работают летчики и авиационные техники, инструкторы и мастера парашютного спорта. Любовь к авиации у этих людей бесконечна, как само небо. Интерес к полетам на самолетах и прыжках с парашютом, угасший было еще лет пять назад, сегодня возрождается. Только за этот летный сезон в Ессентукском аэроклубе совершили прыжок с парашютом две тысячи человек. Аэроклуб – популярное место в городе. Здесь проходят авиационные праздники, спортивные соревнования, состязания авиамоделистов. На базе аэроклуба тренируются бойцы спецназа и силовых структур. Все, кто прыгнул с парашютом – счастливы. У кого-то исполнилась мечта, а кто-то одержал свою главную победу – победу над собой. А по завершении прыжков юным парашютистам предстоит не самое романтичное, но необходимое задание – укладка парашютов.