Авиаспортклуб г.Ессентуки

Шрифт

История Ессентукского АСК

Оцените материал
(7 голосов)

Свою замечательную историю легендарный аэроклуб ведет от далеких 30-х - ОСОАВИАХИМ и ДОСААФ. Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) было создано 23 января 1927 года. В кружках военных знаний население овладевало стрелковым оружием, изучало ручную гранату, основы тактики. В кружках военно-технической направленности велось изучение артиллерийского, пулеметного вооружения, устройство танка, телеграфного аппарата, бронемашины, средств защиты от химического оружия. У спешно работали военно-морские клубы. С первых дней своего существования ОСОАВИАХИМ развернул широкую авиационную пропаганду. Стране, находившейся во враждебном окружении, нужен был свой Воздушный Флот, нужны были летные кадры. Одним из тех, кто готовил крылатую гвардию страны, был 23-летний инструктор Ленинградской планерной школы ОСОАВИАХИМа Валерий Чкалов Лозунг ОСОАВИАХИМа «От модели - к планеру, от планера - на самолет!» стал путеводной звездой для тысяч юношей и девушек. Брошенный в массы лозунг «Комсомолец, на самолет!», стал девизом молодежи 30-х.
Решать эту задачу предусматривалось в массовой оборонной организации. Для этого при Военной академии РККА по инициативе и под личным руководством М.В. Фрунзе в октябре 1920 года создается Военно-научное общество (ВНО), задачей которого было повышение военных и общеобразовательных знаний военнослужащих. В тоже время наркомвоенмор М.В.Фрунзе на первом Всесоюзном совещании ВНО предложил развивать их деятельность не только в армии, но и среди широких слоев населения. Учитывая важность задач, связанных с подготовкой граждан к защите Отечества, расширением сферы деятельности Военно-научное общество в 1926 году было преобразовано в Общество содействия обороне (ОСО). Одновременно были созданы Общества друзей Воздушного Флота (ОДВФ) и Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности (ДОБРОХИМ).
Так, по распоряжению Совнаркома в стране стали искать подходящие площадки для организации спортивных авиационных клубов. В 1933 году аэроклуб возник в Пятигорске, а вскоре его перевели на Ессентукский аэродром, в курортном городе Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края. Аэродром находится на высоте 700 метров над уровнем моря, имеет уникальное грунтовое покрытие, которое не размокает в сырую погоду, что позволяет продолжать полеты в осенне-зимний период. В районе аэродрома находится большое количество гор-лакколитов, которые являются прекрасными ориентирами. Благоприятные климатические условия. По сумме таких показателей среди учебных аэродромов страны в России нет равных Ессентукскому.
Первый набор курсантов-пилотов формировался из числа передовиков городов КМВ. Уже в конце 1934 года здесь выпустили первую группу летчиков на самолетах По-2, У-2. Тогда они были наперечет Терновой, Балабанов, Бабурин, Алхимов, Декин, Цицов, Волховская, Шокарев, Кузьмин, Ягодзинский.

alt В 1936 году в аэроклубе создали авиаотряд, укомплектованный летно-техническим составом. Получившие первоначальное обучение направлялись в летные училища. Наряду с подготовкой на самолете ПО-2, были организованы группы планеристов, парашютистов, авиамоделистов. В городах Кавминвод открывались филиалы. И вплоть до начала войны здесь готовили летчиков, парашютистов, планеристов, действовали авиамодельные кружки.
Пилоты, выпускники аэроклуба пополнили ряды ВВС, становились отличными летчиками, командирами летных подразделений. В Ессентукском аэроклубе путевку в небо получили более пяти тысяч летчиков и более 20 тысяч парашютистов. Многие из них отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Десять выпускников аэроклуба стали Героями Советского Союза: генерал-майор Минаков, выпускник 1936 года, командир звена Кашуба – выпускник 1936 года, летчик-инструктор аэроклуба Алексеев, Севрюков, Бунимович, Терновой, Зайцев, Зиборев, Шеин, Минаков, Разгонин, Москаленко, Рысевец, Рябушко.
Во время войны Ессентукский аэродром использовался как военный госпиталь.
Именем выпускника аэроклуба, Героя Советского Союза Павла Шеина названа улица в Ессентуках. Строительством космодрома Байконур руководил также выпускник Ессентукского аэроклуба Г. Шубников. Послевоенный период в жизни краевой организации ОСОВИАХИМА характеризуется дальнейшим развертыванием оборонной работы. В аэроклуб возвращались ветераны ОСОАВИХИМА, активно участвовавших в разгроме фашистской Германии. В 1945 году военный отдел ЦК ВКП/б/ направил на работу в краевую организацию ОСОАВИАХИМ опытного политического работника Красной Армии, члена партии с 1920 года, ветерана Великой Отечественной войны Д.И. Еремина, под руководством которого совершенствовалась работа в послевоенные годы оборонной организации края. Его неустанными заботами были возрождены многие первичные организации, восстановлена деятельность аэроклуба. В 1947-м восстановили аэроклуб. Его возглавил Герой Советского Союза Козлов Валентин Георгиевич.

alt С 1948 по 1951 г.г. существовали ДОСАРМ, ДОСАВ, ДОСФЛОТ, выросшие из ОСОАВИАХИМа. 20 августа 1951 года они объединились во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, больше знакомое нам под сокращенным названием ДОСААФ. Ему было поручено сосредоточить основное внимание на развертывании оборонно-массовой работы, пропаганде и распространении военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди населения, на подготовке допризывной молодежи к службе в армии, развитии технических видов спорта. Ставропольская краевая организация ДОСАВ, опираясь на аэроклуб, развернула работу по привлечению в Общество новых членов. С это целью в 1950 году отряд самолетов аэроклуба под руководством М.Л. Лопуховского совершил шесть агитполетов по районам края. Ессентукский аэроклуб по итогам работы был признан лучшим в Союзе. О его работе дал большой репортаж дал журнал «Крылъя». В Ессентукском аэроклубе ДОСААФ успешно справлялись с этими задачами. В шестидесятые здесь занималось человек сто, если не больше. Проводились постоянные полеты, четыре раза в неделю. Сюда регулярно приезжала на тренировки сборная СССР по самолетному спорту - ее устраивали прекрасные погодные условия и удобное расположение аэродрома. Многие будущие чемпионы мира и Европы здесь оттачивали мастерство. На этом летном поле на окраине города-курорта готовились космонавты Светлана Савицкая, Сергей Крикалев, чемпионы мира по высшему пилотажу Владимир Мартемьянов, Виктор Лецко, Игорь Егоров, Виктор Смолин. Здесь многие годы тренировался многократный рекордсмен мира по парашютному спорту, обладатель Кубка мира Мекер Балаев.

В 50-60 годах в Советских Вооруженных Силах происходит замена техники, изменятся тактика стратегия на основе новой военной доктрины. Эти явления не могли не отразиться и на деятельности аэроклуба, который все большее внимания уделяет технической подготовке военно-прикладным видам спорта, моральной и психологической подготовки будущих летчиков и парашютистов.
В 1977 году Спортсмен Ессентукского аэроклуба А.Н. Будылин занял второе место в Чемпионате СССР по самолетному спорту.
Существовала государственная программа подготовки здесь курсантов для поступления в летные училища. Они проходили жесткую медкомиссию, сильный отбор, за два года налетывали как минимум 40 часов. Бесплатную подготовку в клубе могли проходить и школьники, совершая затем самостоятельные полёты на спортивных самолётах, ещё не имея при этом прав на вождение автомобиля.
Прыжок с парашютом на вершину Эльбруса совершили шестеро смельчаков. Они приземлились на заснеженные вершины самой высокой горы в Европейской части. И этот прыжок остается первым и единственным в истории. А спортсмены, ставшие рекордсменами книги рекордов России, до сих пор верны парашютному спорту.


alt

alt

В 70-80 годах в Ессентукском аэроклубе работали инструкторами мастера спорта по высшему пилотажу летчики 1 класса Надежда Тарелкина, Татьяна и Александр Загуменные, Юрий Шикунов, Галина и Александр Лукьяновы, Андрей Щебриков, Александр Павлов, Валентин Величко, Евгений Мирошников, Валентин Найденко, Петр Сырков и другие. Они обучали высокому летному искусству не только сони спортсменов, но и передали его своим детям, а некоторые успели передать и внукам.
Тысячи прыжков с парашютом выполнены на Ессентукском аэродроме, воспитаны сотни спортсменов, которые высоко несли славу нашего Отечества. Э. Воробьев, Г. Батаев, А. Нарыжный, В. Ларченко, Ю. Хурхуров, Г. Погосян, В. Москалик, Г. Масленников, выполняли первые «капли», «Этажерки», «Буксировки», крутили комплексы и осваивали новые типы парашютов.
Для любителей рискнуть Эльбрус - постоянный вызов. Шестеро спортсменов-парашютистов – Евгений и Александр Клеповы, Мекер Балаев, Сергей Шевченко, Исмаил Гетуев и Вячеслав Мисник этот вызов приняли. Но так ли просто совершить прыжок с парашютом на высоте 6800 метров и при температуре минус 30 градусов? Очень холодно, не хватает кислорода. Но заснеженные вершины Эльбруса все же покорены.

И сегодня, спустя тринадцать лет, рекордсмены не мыслят свою жизнь без парашютов. Мекер Балаев вместе с Евгением Клеповым и Исмаилом Гетуевым приземлился на западную вершину Эльбруса. До сих пор Мекер верен парашютному спорту. Сейчас он занимается организацией республиканского аэроклуба в Карачаево-Черкесии. На его счету – 7865 прыжков.
Вячеслав Мисник один из тех, кто покорил восточную вершину Эльбруса. Он всю жизнь посвятил парашютам. До 2007 года он работал инструктором на Ессентукском аэродроме. В его багаже - 4615 прыжков. Точность приземления мастера, как говорят профессионалы, пятикопеечная монета.
Евгений Клепов за двадцать лет работы инструктором на Ессентукском аэродроме подготовил более двух с половиной тысяч спортсменов-парашютистов.
Наша справка (Клепов Евгений Евгеньевич – ветеран парашютного спорта, выполнил более 5 тысяч прыжков. Начальник парашютной службы на аэродроме почти 40 лет. Он умеет все, что можно проделать в воздухе с парашютом и без него. Первый прыжок совершил в 15 лет. Служил в Воздушно десантных войсках. Занесен в книгу рекордов России).

В 90-е легендарный аэроклуб прошел испытание на прочность. Государственное финансирование прекратилось, госзаказ отменили. В течение многих лет авиаторы не получали зарплату, коллектив стремительно сокращался. Ремонтировать технику, а тем более приобретать новую было не за что. Летчикам и парашютистом пришлось работать на чистом энтузиазме, на преданности и любви к небу. Несмотря на полное отсутствие интереса у государства к авиации ДОСААФ, проблемы и трудности с несовершенством законодательства относительно государственной авиации, упадок в экономике, резкую смену в политической ситуации вокруг авиационной организации, Ессентукский аэроклуб ни на один день не прекращал работу.

Сегодня аэроклуб вновь может с уверенностью претендовать за звание одного из лучших в России. Здесь охотно, с полной самоотдачей и энтузиазмом работает крепкая команда профессионалов, в аэроклуб тянется молодежь. В год в Ессентукском аэроклубе к службе в армии готовят полторы тысячи человек. Здесь накоплен огромный опыт работы, разработана уникальная система первоначального обучения. Аэроклуб выделяет для занятий учебные парашюты, наглядные пособия и располагает авиационной техникой для подготовки спортсменов и пилотов.
Более четверти века отдал аэроклубу летчик первого класса, мастер спорта по высшему пилотажу Игорь Жариков. В 1981 году по распределению был направлен в Ессентукский АСК летчиком инструктором. Уже через пять лет молодого инструктора перевели на должность командира летного звена, затем штурмана, замесителем начальника по летной подготовке. За отличную работу и выполнение планов учебно-летной подготовки Игорь Жариков неоднократно награждался грамотами и дипломами, ценными подарками от ЦК ДОСААФ, почетным знаком ДОСААФ СССР, медалью Первый трижды герой Советского Союза А. И, Покрышкина, «Ветеран труда», почетный член РОСТО. Имеет общий налет 5600 часов по типам : Бланик L-13, Кобра SZD-15, Як-52, Як-50, Як-55, Ан-2, Ми-2. Сегодня таких летчиков, как Игорь Жариков, в России остались единицы. Он в совершенстве владеет летным мастерством. Головокружительные фигуры высшего пилотажа выполняются им с ювелирной точностью. Сегодня опыт, знания и умения Игорь Жариков, уже на должности начальника аэроклуба продолжает передавать молодым. Сегодня авиаторы не только гордятся прошлым аэроклуба, но и уверены в его будущем.
Президентом России была поставлена задача - в максимально короткие сроки провести модернизацию всей системы допризывной подготовки молодежи. Одним из элементов в её выполнении должен стать и Ессентукский аэроклуб. Для этого здесь созданы все условия. На базе аэроклуба уже семьдесят шесть лет проходят первоначальную подготовку десантники, будущие курсанты авиационных летных училищ. Отсюда выходят мастера парашютного спорта, асы высшего пилотажа. Накоплен огромный опыт работы, создана уникальная система первоначального обучения. Аэроклуб выделяет для занятий учебные парашюты, наглядные пособия и располагает всей необходимой техникой для спортсменов и летчиков. Только за последние два года к службе в армии здесь подготовили около трех тысяч человек. В следующем году еще две тысячи молодых людей планируют покорить небо.

Просмотров: 14471
Другие материалы в этой категории: « Мастер спорта по высшему пилотажу Дефицит лётчиков »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
© 2011 Ессентукский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России